Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Потому что фильмы и сериалы называются франшизами. И чем они отличаются от франшиз в бизнесе и страховании

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Автор Юрий Богомолов

Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-летним опытом. Эксперт по франчайзингу.

Мы уже обсуждали с вами, что такое бизнес-франшиза и страховая франшиза. (спойлер: это совершенно разные вещи). А теперь самое время затронуть самую интересную тему. Франчайзинг в киноиндустрии, литературе и компьютерных играх: сферы, объединенные глобальным словом «медиа».

Что такое медиа-франшизы и почему самые успешные кассовые сборы в наши дни становятся франшизами. Обо всем этом подробнее рассказывается в нашем специальном материале.

Для тех, кто ищет франшизу для себя, у нас есть специальный каталог франшиз, который упрощает поиск. 

Термин медиафраншиза

«Медиа-франшиза (Медиа-франшиза, медиа-франшиза) – это линейка продуктов в средствах массовой информации (которая включает литературные произведения, фильмы, телевизионные программы, компьютерные игры и мобильные устройства), которые связаны отдельными элементами.

Связующим элементом может быть что угодно: персонажи, традиции (мир, вселенная, в которой происходят действия) и т.д.

Обычно он состоит из основной работы и ее производных (например, франшиза «Пираты Карибского моря» началась с оригинального фильма и продолжилась его более поздними частями: «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», «Пираты Карибского моря: на краю» мир и так далее)

Права на франшизу могут быть переданы другим компаниям для дальнейшего использования и создания новых мультимедийных продуктов в рамках этой франшизы, например, для продажи популярных франшиз в бизнесе. 

Пример: франшиза «Звездные войны», в которую вошли как созданная вселенная, так и персонажи, а также мультфильмы, комиксы, книги и другой контент, принадлежала Lucasfilm. Но в 2012 году эту студию приобрела The Walt Disney Company, получившая все права на эту известную франшизу.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Франшиза в кино

Кинофраншиза стала основным двигателем киноиндустрии за последние 20 лет. И если раньше было подавляющее большинство оригинальных фильмов, то теперь список превью всегда на 85% состоит из различных сиквелов (сиквелов), приквелов (предысторий), спин-оффов (абстрактная история, в которой используется один из персонажей или элементы основной фильм) и так далее

Ярким примером того, насколько важны франшизы для киноиндустрии, являются фильмы студии Marvel, которая десять лет назад сняла экранизацию комикса «Железный человек», а сегодня распространяет 2–3 фильма в год в той же вселенной чьи права принадлежат исключительно вам.

Кстати, франшиза фильма тоже находится в России. Хотя не так часто. Яркий представитель – студия «Мельница», выпускающая мультфильмы по франшизе «Три богатыря». Конечно, студия не имеет прав на имена персонажей в названии, но способ их рисования, вселенная, в которой они действуют, и другие признаки, подчеркивающие идентичность и оригинальность серии этих мультфильмов, являются частью франшиза и я защищен авторскими правами. Так же, как имена известных коммерческих франшиз защищены. 

Франшиза в литературе

то же самое и с литературой. Если только сценаристы не начали создавать сиквелы, предыстории и рассказы во вселенной задолго до того, как она стала мейнстримом в киноиндустрии. То есть франшиза в литературе – это права на элементы авторской вселенной – от придуманного мира до его персонажей, которые принадлежат определенному автору или издателю и могут быть проданы.

В литературном мире существует огромное количество известных франшиз. И если в классической литературе сиквелы и приквелы встречаются не так часто, то авторы фантастических произведений подарили нам целые циклы произведений, которые слышат все, а правообладатели принесли и продолжают приносить большие деньги.

Из более масштабной и длинной игры можно выделить «Гарри Поттера» английской писательницы Дж. К. Роулинг или, например, «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина.

В современной русской литературе есть и крупные франшизы, ставшие популярными у большого числа читателей. Например, цикл романов Бориса Акунина об Эрасте Фандорине.

Франшиза в компьютерных играх

Индустрия компьютерных игр по объему не сильно уступает киноиндустрии. Несмотря на то, что технология их создания намного моложе самих фотоаппаратов. Там много денег, компании выпускают проекты с многомиллионными бюджетами, экспериментируя и ориентируясь на предпочтения масс, и, конечно, если есть возможность легко заработать деньги, они ее используют в полной мере. Поэтому франшиза компьютерных игр – это точно такое же широко распространенное понятие, как франшиза в кино.

Во франшизе разработки игр, как правило, есть названия, прописанные вселенные, в которых происходит игра, все ее элементы и, конечно же, персонажи.

Ярчайшие образцы таких франшиз, появившихся на заре игровой индустрии и не теряющих своей уникальности, до сих пор известны во всем мире «Super Mario Brothers». Игра про двух братьев-сантехников, датируемая 1981 годом! Именно тогда даже на игровых автоматах (о компьютерах в каждом доме даже не думали) появился этот персонаж. Кстати, он появился в рамках другой франшизы – «Донки Конг», но со временем вселенная братьев Марио выделилась в отдельную, прикрытую деталями и авторскими правами, и они успешно себя чувствуют по сей день.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Медиафраншиза – когда книга становится фильмом

Развитие франшиз в кино, литературе и компьютерных играх в современном мире тесно связано друг с другом. Настолько, что часто, когда произведение становится популярным, это не просто означает, что правообладатели пытаются извлечь из него максимальную пользу, создавая сиквелы и используя вселенную и персонажей. Франчайзинг, скорее всего, будут покупать компании из другой отрасли.

так книжные циклы получают экранизацию, на их основе создаются компьютерные игры, романы сортируются по киногруппам, создаются проекты в индустрии разработчиков игр, а популярные представители игр разрабатываются в фильмах по ним и книги. Все три сектора тесно связаны друг с другом.

Например, серия книг о выживших мальчиках стала не менее популярной франшизой. Франшиза фильма «Терминатор» получила несколько книжных циклов от разных авторов. А вселенные игровой франшизы «Resident Evil» получили множество экранизаций. И, в свою очередь, игровая индустрия многое берет от миров, созданных на бумаге. В частности, одна из самых популярных компьютерных игровых серий современности, Ведьмак, была создана после покупки у автора этой вселенной прав на версию книги польского писателя Анджея Сапковского.

Кроме того, такая покупка прав на экранизации, экранизации, игры на основе мотивов приносит пользу не только популярности будущих продуктов, но и растущей популярности оригинала. Сам «Гарри Поттер», представляющий собой исключительно вселенную книг, хотя и имел множество поклонников, после того, как книга была снята, приобрел настоящую популярность, исчисляемую миллиардами долларов.

Авторские права в медиафраншизе

Проблема авторского права возникла, когда кто-то понял, что на этом можно заработать. Неудивительно, что сценаристы, кинокомпании и производители игрового контента высоко ценят свои права на созданные и продолжающиеся вселенные. Да, даже если не учитывать деньги, любые авторские права должны быть защищены от бесплатного использования. Кому будет приятно, как вашу работу присвоит (или паразитирует на ней) другой человек.
Таким образом, авторское право в индустрии мультимедийных франчайзинга, как и в любом другом направлении, регулируется законом. В том числе и в России – с помощью 70-й статьи ГК РФ.

Однако даже с учетом всех правил и мер предосторожности иногда возникают интересные случаи.

Во-первых, никакая охрана не справится с армией настоящих фанатов, которые настолько влюблены в ту или иную франшизу, что используют ее элементы во всем своем творчестве. Поклонники рисуют комиксы, пишут песни и даже создают фанфики (квазилитературные произведения по мотивам). Однако это делается не ради коммерческой составляющей. И если кто-то получает прибыль, так это в первую очередь компании, которые продвигают франшизу в массы. Ведь такие творческие процессы у фанатов благосклонны и говорят о популярности.

Кстати, знаменитая франшиза «50 оттенков серого» родилась именно как фанфик по другой известной франшизе: «Сумерки». Итак, раз в столетие фанатское ружье взрывается.

Во-вторых, надо сказать, что когда нарушение авторских прав в медиа-сфере происходит в одну сторону, справиться с «случайностью» несложно. Сложности возникают, когда элементы франшизы используются авторами в других странах. Но здесь немаловажную роль играет популярность франшизы и то, кто ею воспользовался.

Так, например, известный российский писатель-фантаст Ник Перумов в 1993 году написал серию книг «Кольцо тьмы», которая фактически была фанатским продолжением сюжета знаменитой франшизы «Властелин колец». И эти книги позволили Перумову приобрести и приобрести новую аудиторию. Но на самом деле писатель не получил никаких прав на использование франшизы Джона Толкина (права принадлежат компании Tolkien Estate) (насколько известно редакции).

Читайте также:  Как раскрутить группу в ВК?

Почему у русского писателя-фантаста все так хорошо складывалось? Потому что в то время он был малоизвестен даже российской публике и, по сути, писал фанфики. А потом стал известным, но опять же для публики нашей страны, а не мира.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

Плюсы и минусы франшизы в кино, литературе и компьютерных играх

Когда дело касается франчайзинга в бизнесе, нетрудно выделить положительные и отрицательные стороны. Потому что плюсы и минусы выделены по отношению к другому способу открытия (независимого) бизнеса).

Но когда дело доходит до того, что в наши дни модно отдавать киноиндустрию по франшизе, копировать вселенные в книгах или публиковать сиквелы компьютерных игр, как это анализировать? В отношении кого искать достоинства и недостатки? Только если по отношению к потребителю – читателям, зрителям и игрокам.

Поэтому выделим только один главный плюс и один минус.

Отсутствие медиа-франшизы

К сожалению, продвижение франшизы в первую очередь связано с деньгами, а не с искусством и развлечениями. Следовательно, если какой-то контент (игры, книги, фильмы) является финансово успешным, не возникает вопроса о том, следует ли продолжать и расширять франшизу на другие виды творчества. Продолжается. Но чаще всего такое «доение» франшизы приводит к ухудшению качества каждого последующего продукта. Оригинал был успешным, потому что был создан с идеей. У сиквела есть хорошие шансы на провал, потому что его единственная идея – извлечь выгоду из успеха оригинала.

В качестве примера можно привести экранизацию франшизы Resident Evil, в которой она сыграла Милу Йовович. Поклонникам понравился первый фильм. Даже тем, кто ранее был знаком со вселенной по компьютерной игре. И это было успешно. Но потом с каждой новой частью картинки (сейчас их шесть!) Качество готового продукта становилось все более разочаровывающим.

Или наоборот. Известная франшиза фильма «Назад в будущее», авторы которой, выпустив три части в ХХ веке и завершив идеологический сюжет, категорически отказались делать продолжение или продавать права на него кому бы то ни было. Потому что он точно не был бы лучше оригинала. Благодаря этому трилогия сегодня остается одним из самых любимых огромным количеством людей научно-фантастических фильмов.

Достоинство медиа-франшизы

Благодаря тому, что использование франшизы позволяет продолжать сюжеты, развивать вселенную, добавлять что-то новое, фанаты надолго развлекаются и имеют возможность снова и снова окунуться в любимый мир. А переход франшизы из одного сектора в другой (в основном благодаря возможности передавать и покупать права) расширяет аудиторию и знакомит с франшизой тех, кто никогда о ней никогда не слышал. Мы уже делали пример с «Гарри Поттером», но сам «Властелин колец» работал так же.

И не всегда с каждым новым продуктом становится хуже. Например, Marvel удалось не только в несколько раз расширить свою кинематографическую франшизу, но и улучшить ее качество. Они еще не разочаровали фанатов.

25 самых кассовых и культовых франшиз в кино

После понимания того, что такое франшиза в кино и других направлениях, а также понимания того, почему франшиза так важна в современном искусстве, пора поговорить о цифрах. Вот список 20 самых прибыльных франшиз. Напомним, что это не фильм, а, как правило, сериал, который благодаря сиквелам и ответвлениям с одними и теми же персонажами, то есть миром, позволяет кинокомпаниям зарабатывать деньги на использовании материала, а фанаты радуются тому, что история на этом не закончится.

Примечание. Список не является рейтингом и не описывает все достойные франшизы фильмов

25. Индиана Джонс

В франшизу фильма входят: 4 фильма, пятый готовится к выпуску в 2022 году.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 353 000 000 долларов
  • Кассовые сборы от последнего релиза: 786000000 долларов

История отважного археолога, которого сыграл гениальный Харрисон Форд, начинается в 1981 году, когда Стивен Спилберг выпустил свой первый фильм «Идиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».

Триллер, полный духа приключений, а также сам главный герой, ставший кумиром целых поколений даже спустя 40 лет, воспринимается публикой на ура. И хотя в самой идее нет ничего необычного, напротив, зритель сразу полюбил фильм, и компания не зря сделала ставку на развитие франшизы.

24. Обитель зла

В франшизу фильма вошли: 6 фильмов

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 102 миллиона долларов
  • Последний кассовый сбор: 312000000 долларов

Первая часть фильма вышла в 2002 году и стала одной из первых потрясающих экранизаций франшизы из мира компьютерных игр, уже имевшей культовый статус. Очаровательная Мила Йовович, атмосфера интриги и ужаса, набирающая популярность тема вторжения зомби сделали свое дело, и фильм приобрел множество поклонников.

Но чем глубже вы заходите в лес, тем гуще заклятый враг. И хотя главная героиня осталась неизменной во всех 6 фильмах, со времени последнего фильма происходящее на экране стало настолько абсурдным (не самые дорогие компьютерные спецэффекты просто подлили масла в огонь), что фанаты не смогли праведный гнев больше не останавливает. Более того, перезапуск франшизы игры в той же вселенной был во много раз успешнее.

Несмотря на это, «Обитель зла» останется в наших сердцах. Но мы больше не будем приносить деньги в кассу кинотеатра.

23. Миссия: невыполнима

В франшизу фильма входят: 6 фильмов, еще 2 ожидается до 2023 года.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 180 000 000 долларов
  • Последний выпущенный бокс: 791 000 000 долларов

Яркий представитель боевиков-шпионов начал работать в киноиндустрии намного позже Индианы. Первый фильм был выпущен в 1996 году и стал первым фильмом в истории США, который был показан в более чем 3000 кинотеатрах.

История агента спецподразделения Итана Ханта полюбилась публике не только динамизмом, юмором и качественной постановкой всего, что они так любят в боевиках-шпионах: погони, интриги, перестрелки и, конечно же, романтичная линия, но и отличный образ, который сумел воплотить Том Круз. Спустя 25 лет фильмы этой франшизы также были тепло приняты в прокате.

22. Парк Юрского периода

В франшизу фильма вошли: 5 фильмов, еще 1 планируется выпустить до 2021 года.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 912 000 000 долларов
  • Кассовые сборы последней опубликованной части: 1 308 000 000 долларов

В 1993 году все смотрели на экраны с живыми динозаврами. Парк Юрского периода стал чем-то вроде границы качественных спецэффектов, а Стивену Спилбергу в очередной раз удалось покорить сердца зрителей странно интересным сюжетом и фантастической видеорядом. Конечно, успех фильма позволил в полной мере использовать преимущества франшизы. Вышли еще две части. Но эффекта, достигнутого оригинальным фильмом, добиться не удалось. На время история динозавров была забыта. До 2015 года. Когда решили возродить франшизу, добавив эпичности как самому сюжету (парк наконец заработал для массовых посещений), так и названию. Новая часть стала известна как «Мир юрского периода», ознаменовав новый виток в развитии всей вселенной из оригинального фильма.

Но публика разделилась на два лагеря. Истинные поклонники этой единственной в своем роде оригинальной склоки. Остальное – ушло. А в 2021 году следующий фильм из нового сериала не за горами.

21. Игры голода

В франшизу фильма вошли: 5 фильмов, еще 1 планируется выпустить до 2021 года.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 694 миллиона долларов
  • Последний кассовый сбор: 658000000 долларов

Яркий пример того, как экранизация книги становится заметной франшизой во всем мире, обеспечивая автору оригинала еще большую популярность. Именно после выхода «Голодных игр» произошел всплеск интереса к молодежным приключенческим историям, в которых молодые главные герои проходят через множество трудностей в борьбе со злым правительством.

Экранизация растянута на четыре фильма. И хотя от третьей стороны стало ясно, что сделали это не для того, чтобы учесть все смыслы, а для того, чтобы побольше заработать, популярность «насмешливой сойки» давно не дает покоя директорам других компаний.

20. Мадагаскар

В франшизу фильма входят: 3 фильма, еще один в планах

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 542 миллиона долларов
  • Выпущены кассовые сборы новейшего сегмента: 746000000 долларов

Один из первых анимационных фильмов, превратившихся в гениальный, полюбившийся многим фанатам, выгодный для киностудии франшизы (да, мы помним, что были Шрек, История игрушек и многие другие, но среди них был Мадагаскар).

Благодаря запоминающимся персонажам, легкой юмористической атмосфере и интересному сюжету мультфильм сразу полюбился зрителям и обеспечил продолжение. Примечательно, что, в отличие от многих других представителей жанра, именно Мадагаскар подарил нам сразу несколько второстепенных персонажей, которые благодаря своему обаянию запоминались чуть ли не лучше главных. Король Джулиан, его верный недовольный помощник, наивный маленький лемур и, конечно же, уникальная компания пингвинов, которая вообще стала отдельной франшизой и получила свои картины.

Читайте также:  Открытие собственного производства тканей

19. Форсаж

В кинематографическую франшизу вошли: 8 фильмов, в планах еще два до 2023 года

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы за первую часть: 207000000 долларов
  • Кассовые сборы: 1 236 000 000 долларов

Сменились актеры, исчезли штаты, продолжали выходить пронумерованные фильмы из франшизы «Форсаж». Не удивительно. Рецепт простоты всех частей – больше экшена, больше крутых машин и больше крутых актеров. Вуаля, уже готовится девятый фильм. И нет сомнений, что это окупится.

Но нельзя ругать франшизу за злоупотребление и бессмысленность. Потому что не об этом. Это блестящий представитель фильмов, чтобы расслабиться и насладиться быстрой сменой кадров на экране. Такие фильмы иногда нужны даже ярым ценителям искусства.

18. Терминатор

В франшизу фильма вошли: 6 фильмов

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы за первую часть: 78000000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 261 000 000 долларов

В 1984 году мир увидел киборга из темного будущего человечества, узнал, что Скайнет нельзя доверять, влюбился в Сару Коннор и получил франшизу фильма, в которой Голливуд постарается сильно сократить деньги прийти. К сожалению, это почти всегда безуспешно.

Терминатор и его вторая часть стали культовой франшизой для целого поколения, оказав влияние на литературу, другие фильмы и развитие темы опасности искусственного интеллекта. Но, к сожалению, режиссеры не смогли вовремя остановиться. А начиная с третьей части ни Арнольд Шварценегер, ни смена режиссера, ни модные спецэффекты не могли сделать новые фильмы хоть немного зрелищными, как оригинал.

17. Назад в будущее

В франшизу фильма вошли: 3 фильма

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 381 000 000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 244 миллиона долларов

И хотя у этой франшизы нет больших кассовых сборов (поскольку все три части были выпущены в 1990-х), мы не могли не включить ее в наш короткий список. Основная причина – одна из немногих кинотрилогий, где режиссерам удалось вовремя остановиться. Поэтому не только оригинальный фильм, но и все три части до сих пор считаются культовыми.

История безумных скачков времени и их последствий, представленная в юмористическом стиле с отличной актерской игрой, надолго останется в наших сердцах, как и благодарность правообладателям за то, что они не смогли продолжить фильм, а тем более перезапустить его, вроде как сейчас модно.

16. Люди в черном

В франшизу фильма вошли: 4 фильма

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 589000000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 253 000 000 долларов

Еще один пример того, как не нужно «доить корову», когда это уже сделано. «Люди в черном» – особенный фильм, который впечатлил фанатов благодаря великолепному изображению Уилла Смита и Тома Ли Джонса, а также не менее прекрасному и легкому юмору инопланетян. И в лучших традициях качественных комедий он оставил в культуре блестящих второстепенных персонажей: говорящего инопланетного мопса и любящих кофе червяков-хиппи.

Третья часть франшизы вышла через 15 лет после выхода оригинала, и к тому времени уже было ясно, что пора остановиться, но выгоду сохранили сами актеры. Но нет, в 2019 году правообладатели решили, что им по-прежнему нужно зарабатывать на известном бренде, и сняли перезагрузку с «настоящими» актерами. Как результат – кассовые сборы вдвое меньше, чем в оригинале 1997 года.

15. Ледниковый период

В франшизу фильма вошли: 5 фильмов

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 383 000 000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 408000000 долларов

Первый мультфильм о путешествии мамонта и его друзей вышел в 2002 году. Так же началась эра качественной компьютерной анимации. Но всем он понравился не качеством картинки, а очень интересным и ламповым сюжетом и, конечно же, яркими оригинальными персонажами и их юмором.

К сожалению, дальнейшие вечеринки показали, что желания нажиться на популярности оригинала недостаточно. Каждая последующая часть воспринималась фанатами все более скептически. Не помогли ни новые персонажи, ни новое окружение. Хотя именно второстепенный персонаж Ледникового периода стал эталоном того, как деталь может стать символом франшизы и полюбить публику почти не больше, чем несколько полноценных мультфильмов. Речь, конечно же, идет о знаменитой белке с желудями.

14. Аватар

В франшизу фильма вошли: 1 фильм, еще 3 планируются к выпуску

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 2 744 000 000 долларов

Но на тринадцатом месте у нас, пожалуй, самый необычный шикарный фильм. Потому что на самом деле это всего лишь фильм, но он наделал столько шума, что остальные части, анонсированные 10 лет назад, все еще ждут.

Конечно, «Аватар» стал яркой вывеской в ​​кино. Вряд ли кому-то удавалось за долгое время собрать такую ​​сумму в прокате. Но даже это не важно. Если в остальных случаях продолжение спешит на пенсию, так как обещает хорошую прибыль, то в случае с Аватаром продолжение обещает хорошую прибыль, но выводить ее не спешат. Но в то же время обещают.

13. Люди Икс

Кинофраншиза включает: 9 фильмов, ожидается переосмысление франшизы

  • Кассовые сборы первой части: 296000000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 252 000 000 долларов

Люди Икс – это пример того, как можно было создать отличную франшизу, но это не сработало. Первая часть появилась в прокате в 2000 году. И в тот момент сделала все возможное, чтобы получить продолжение. Во-первых, это была экранизация популярной франшизы комиксов. Во-вторых, зрителям он очень понравился, да и вообще такого не было (до выхода фильмов Marvel оставалось еще 8 лет). В-третьих, богатая и популярная база позволила просто взять лучшее и адаптироваться к кино и не только.

Но увы. Следующие части оказались хуже предыдущих. Франшиза перезапущена, появились новые сюжетные ветки, сменились режиссеры. Но последняя часть в итоге набрала меньше, чем первая, хотя разница между ними составляет 17 лет!

Однако фильмы о мутантах оставили свой след в истории кинематографа, имеют преданных поклонников и, помимо прочего, в очередной раз обновят франшизу.

Также нельзя забывать, что именно «Люди Икс» подарили кинематографу одного из самых харизматичных персонажей. Росомаха Хью Джекмана, хотя он больше не будет его играть, останется в памяти как один из самых запоминающихся фантастических образов. И последний фильм об этом герое хоть и вошел во франшизу, но выделяется. И по качеству, и по восприятию поклонников это чуть ли не лучшее решение за все двадцать лет.

12. Сумерки

В франшизу фильма вошли: 5 фильмов

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 392 000 000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 829 000 000 долларов

В 2008 году, когда вышла первая часть «Сумерек», мир разделился на две части. Некоторые влюбились в историю Беллы навсегда. Другие стали яростно ненавидеть фильм за выбор актеров, за излишне «высокомерный» сюжет и излишнюю романтику. Действительно, это была солидная сага с хорошим имиджем и сюжетом, который не может не найти своих поклонников, потому что фокусируется на чувствах подростков.

Отличный пример того, как правильные акценты приносят прибыль в течение пяти фильмов и оставляют позади армию фанатов. Но следует отметить, что именно эта франшиза стала причиной начала бума подобных историй (как правило, большинство из них не могло повторить успех рассказа о любви к вампиру).

11. Шрек

В франшизу фильма входят: 5 фильмов и 2 спин-оффа

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 484 миллиона долларов
  • Последний кассовый сбор: 752000000 долларов

Франшиза, подарившая нам огромное количество ярких и запоминающихся персонажей и показавшая всему кинематографу, как управлять культурным кодом. Количество ссылок и строк на квадратный сантиметр первой части резко возросло, и творческие писатели даже не подозревали, что их предали.

Увы, этого нельзя сказать обо всей франшизе. Видно, что к концу саги у авторов закончились идеи и страсть, хотя они все еще хотели заработать на старой теме. Но, несмотря на это, Шрек, Осел, Кот, Пряник, Прекрасный Принц с крестной феей и многие другие персонажи оставили нам только хорошие воспоминания.

10. Бэтмен

В франшизу входят: не менее 10 фильмов, сериалов, спин-оффов и т.д.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы за первую часть: 41000000 долларов
  • Кассовые сборы последней опубликованной части: 1 081 000 000 долларов

Пример того, как франшиза может меняться в зависимости от того, кто занимает кресло режиссера, как кинозлодеи становятся популярнее героев и получают свои собственные фильмы, как актеры, воплощающие свое видение персонажа, становятся кумирами и наоборот полное разочарование публики…

Читайте также:  Выращивание бычков

Здесь на сотне страниц можно рассказать всевозможные факты, так что мы обойдемся парой имен и фраз, которые многое скажут любому уважающему себя зрителю: Хит Леджер, Кристофер Нолан, Джокер, DC vs Marvel, потому что Я Бэтмен. 

Да, Роберт Паттисон сыграет Бэтмена в новом фильме.

9. Пираты Карибского моря

В франшизу входят: 5 фильмов, еще один выходит в свет

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 654 000 000 долларов
  • Выпущены кассовые сборы новейшего сегмента: 794000000 долларов

Пример того, как великая франшиза рождается из маленькой идеи, которая обычно не имела ничего общего с кино. Изначально Дисней планировал выпустить забавный небольшой фильм, чтобы привлечь больше посетителей в их пиратскую бухту, такую ​​достопримечательность. Что из этого вышло, знаете сами.

Несмотря на то, что после второй (ну максимум третьей части) интерес к пиратам стал потихоньку угасать, потому что фильмы стали повторяться, идеи закончились, а актеры постарели, франшиза там была захватывающе, и компания заработала миллиарды долларов прибыли. Вторая часть франшизы стала одним из самых кассовых фильмов в истории. И, конечно же, сейчас невозможно представить мир без Джека Воробья .. извините, капитан Джек Воробей!

8. Трансформаторы

В франшизу входят: 5 фильмов, еще один выходит в свет

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы за первую часть: 709000000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 605000000 долларов

Еще один пример того, как франшиза комиксов добилась успеха в кино. В России Трансформеры воспринимались не так тесно, как в США, но и у нас было много поклонников еще до выхода первого фильма (благодаря тому, что в начале 2000-х все смотрели мультсериал).

Увы, это тоже пример того, как фильмы на ту же тему продолжают снимать из-за дополнительных затрат. Но надо отдать должное, качество изображения всегда оставалось на уровне. Франшиза со спецэффектами и разрушаемостью. Он принес много денег. Это стало чем-то вроде культа? Вряд ли.

7. Человек-паук

В серию входят: три перезапуска, 7 собственных фильмов и не менее 3 фильмов с героической ролью

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 403 000 000 долларов
  • Кассовые сборы последней опубликованной части: $ 1,131,000,000

У этой франшизы долгая и неоднозначная история. Во-первых, Сэм Рэйми взял на себя адаптацию персонажа комиксов и выпустил три части, которые благодаря таким актерам, как Тоби МакГуайр и Кирстен Данст, теперь считаются классикой эпохи создания комиксов. Однако третья часть не произвела такого впечатления, как первая и вторая. Потом была перезагрузка франшизы и еще два фильма. Но опять что-то пошло не так.

И тогда Марвел приступил к работе, включая дружелюбного соседа в их когорту супергероев и отдав роль Тому Холланду. Как известно, ни один фильм Marvel еще не провалился. И с таким же нетерпением ждем выхода нового Человека-паука.

интересно, что эта франшиза также запустила новую, которая изначально была ответвлением вселенной. Это Веном, которого играет Том Харди.

6. Матрица

В составе франшизы: 3 фильма, 4 в производстве

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 463 000 000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 427000000 долларов

Какую таблетку вы выберете? Трилогия братьев Вачовски не может не попасть в такой список. Просто потому, что в течение многих лет он считался культом, и его влияние на кино, литературу и массовую культуру в целом невозможно переоценить. В конце концов, он познакомил нас с самым добрым актером Голливуда.

И я хотел бы сказать, что это еще один пример того, как франшиза фильма становится законченной, несмотря на открытый финал и мольбы фанатов. Пример того, как администраторы принимают правильные решения. Но в 2022 году нам покажут четвертую часть. Все с тем же Киану Ривзом. Поэтому мы уже боимся говорить что-то конкретное.

5. Звездные войны

В франшизу фильма входят: 9 фильмов, спин-оффы, сериалы, мультфильмы и так далее…

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 503 000 000 долларов
  • Кассовые сборы последней опубликованной части: 1332000000 долларов

Одна из самых старых кинематографических фраз, используемых до сих пор. Первый фильм вышел в 1977 году и стал началом долгой, очень длинной саги, которая приобрела так много ответвлений в разных секторах, что вы не можете вспомнить все. Основных фильмов на данный момент девять, разделенных на три трилогии разными режиссерами.

Нет смысла описывать причины и последствия, любовь и ненависть фанатов к разным партиям, провал больших проектов и успех маленьких внутри франшизы. Об этом нужна отдельная статья. Но тот факт, что одна из самых влиятельных франшиз во всей индустрии развлечений родилась в 1977 году, – это факт.

4. Властелин колец

В франшизу фильма вошли: 6 фильмов

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 868000000 долларов
  • Последний кассовый сбор: 956000000 долларов

В 2001 году Питер Джексон выпустил экранизацию книги Джона Толкина и показал зрителям, в то время еще не особенно привыкшим к качественным спецэффектам такого масштаба, насколько эпичным, волшебным, интересным и красивым может быть фильм.

Стоит отметить, что армия поклонников вселенной «Властелина колец» была огромной еще до экранизации. Но после выхода фильма стало ясно, что эта история навсегда останется в литературе и кино.

Режиссер дважды воспользовался франшизой, сняв трилогию о Фродо, а затем порадовав фанатов новой сагой «Хоббит». И теперь все ожидают, что у режиссера хватит духа и ресурсов для еще большей работы со всех точек зрения: экранизации «Сильмариллиона».

3. Джеймс Бонд

В кинематографическую франшизу вошли: 23 фильма

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 185000000 долларов
  • Кассовые сборы последней опубликованной части: 1 108 000 000 долларов

Пример того, как классика не уйдет из нашей кинематографической жизни. История секретного агента, начатая в 1977 году (хороший год для начала эпического сериала), продолжается и сегодня. 23 фильма, многие более поздние актеры в главных ролях, официальные саундтреки как отдельный вид искусства и, конечно же, эталон стиля.

Конечно, сейчас Джеймс Бонд уже не имеет такого влияния на умы фанатов, как в прошлом веке, но франшиза, безусловно, заслуживает почетного места в киноиндустрии.

2. Мстители

В франшизу входят: более 20 фильмов, сериалов, спин-оффов и др.

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Кассовые сборы первой части: 585000000 долларов
  • Кассовые сборы последней опубликованной части: 2 048 000 000 долларов

Были попытки создать прибыльные франшизы на основе существующих комиксов еще до того, как первая часть «Железного человека» увидела свет. Но такой масштаб, такие кассовые сборы, такая армия фанатов и такое влияние на всю мировую поп-культуру не могли дать ничего, кроме эпопеи взаимосвязанных фильмов из вселенной, которая началась с истории Тони Старк.

Даже если вы вообще не получаете всей этой шумихи и не ходите в фильмы Marvel, вы не можете отрицать, что это так.

1. Гарри Поттер

В франшизу фильма вошли: 8 фильмов

Франчайзинг в кино, литературе и компьютерных играх

  • Выручка по первой части: 974 000 000 долларов
  • Кассовые сборы: 1 341 000 000 долларов

Как и в случае с «Властелином колец», у саги «Мальчик-который-выжил» была фанатская база еще до выхода первого фильма. Но сколько поклонников приобрела вселенная Дж. К. Роулинг благодаря экранизации, не с чем сравнивать. Люди буквально росли с персонажами, начиная с того, что дети смотрели первую часть, и заканчивая взрослыми, смотрящими последнюю часть. И то, что сюжет тоже становился все более зрелым, актеры не изменились, но выросли вместе со своими поклонниками, наложило свой отпечаток.

Волшебная история стала целой эпохой киноиндустрии. Что ж, франшизу продолжают использовать. И я должен сказать хорошо. Ответвление, ставшее новой сагой о Саламандре Ньют, не менее кассово и доставляет зрителям массу впечатлений. Ведь на кинопроизводство тоже тратятся большие деньги.

Конечно, это далеко не полный список франшиз, которые так или иначе оставили свой след в кино. Были также «Пришельцы», «Безумный Макс», «Челюсти», «Такси», «Американский пирог», «Брат», «Очень страшное кино» и многие-многие другие. Некоторые собрали хорошие деньги, другие взорвали публику, но были потрясены до последней части.

Но все это примеры того, как система франчайзинга в кино, как и в мире бизнеса, не может стать гарантией успеха, если к готовому бренду не прибавить ничего, кроме денег.

PS А если вас интересуют мотивирующие, интересные и содержательные фильмы, рекомендуемые для начинающих предпринимателей, то переходите к нашему специальному материалу «Топ-40 фильмов о бизнесе и успехе”

По материалам бизнесменов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
pitovaxi/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи малого бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: